Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была сегодня 7:57

Золотое озеро Алтын Кёль — Телецкое озеро

Это была практически первая моя самостоятельная поездка. В 45 лет я открыла, что жизнь еще может быть интересной, что существует поэзия, музыка, живопись и путешествия. Узнав о возможности поехать на Алтай, я купила путевки, и мы с дочерью Ксюшей в конце июля, между нашими днями рождений, поехали на Телецкое озеро. На экскурсионном автобусе во вторник 30 июля рано утром мы доехали до Артыбаша на турбазу «Золотое озеро». Там мы встретились с племянниками, которые приехали на неделю раньше нас и должны были вернуться в Новосибирск на нашем же автобусе. Они рассказали об отдыхе и экскурсиях, так что мы получили представление о том, что здесь есть. Поездка была малобюджетной, поэтому поселились мы в двухэтажном деревянном корпусе с фанерными, судя по слышимости, перегородками и удобствами во дворе. Завтракали в столовой на первом этаже, а на обед и ужин ходили в кафе на берегу. Дочь во всем меня поддерживала, погода благоприятствовала, поэтому в комнате мы не сидели, а постоянно гуляли, наслаждаясь окружающими пейзажами.

Красота озера завораживала: прозрачнейшая вода, поросшие зеленым лесом невысокие горы вокруг, чистейший воздух. Многие называли озеро Золотым или Алтын Кёль. Осенью смешанные леса становятся желтыми, и высокие берега озера отражаются в озере золотом. Как жаль, что тогда цифровые фотоаппараты были еще, по-видимому, недоступны, у меня была пленочная «мыльница».

Проводив племянников и поселившись в корпусе, мы долго гуляли по берегу озера, любуясь открывшимся видом, а потом отправились к Серебряному источнику — это родник, расположенный на возвышении в начале села Артыбаш. Вода в источнике течет с гор и содержит серебро, что делает ее исключительно чистой, вкусной и полезной. Идти было недалеко. Людей практически не было, трава вокруг была настолько высокой, сочной и зеленой, а местность просто неправдоподобно первозданной, казалось, что из леса запросто могут выйти динозавры (травоядные:-)). Мы прошли мимо какого-то гигантского кедра и вскоре увидели деревянный крест и родник. Попили ледяной водички, умылись, набрали бутылку с собой, чтобы кипятить чай.

Золотое озеро Алтын Кёль — Телецкое озеро

На следующий день (31 июля) мы пошли гулять в противоположную сторону, нашли большую поляну с лошадьми и вертолетной стоянкой. К сожалению, прокатиться на вертолете средства не позволяли. Но мимо лошади Ксюша пройти не смогла и, сев на нее, в сопровождении парнишки на другой лошади, бодро поскакала вперед. А я стояла и переживала. Но ребенок мой не упал, не заблудился, а довольный вернулся ко мне. Пересилив страх, я в первый раз в жизни села на лошадь и даже немного проехала тихим шагом.

А дальше нас ждала поездка на теплоходе по Телецкому озеру к водопаду Корбу. Около часа мы плыли вдоль красивейших берегов озера, потом причалили к берегу. Меня поразили черные плоские небольшие камушки, из которых состоит берег, но вот на память взять не догадалась. По деревянному настилу, чтобы не топтать растения, мы прошли к водопаду. Зрелище, конечно, потрясающее. В ореоле брызг вода падает со скалы, разбиваясь о камни внизу. Высота водопада всего 12.5 метров, но все равно мощно и шумно. Полюбовавшись водопадом с площадки, мы спустились вниз на камни в реке, которую порождал водопад, было скользко, но очень красиво. Мы стояли, окутанные мельчайшими капельками, возможно, даже в радуге. Воодушевленные прекрасным зрелищем, мы на теплоходе вернулись на турбазу.

Следующий день (1 августа), как впрочем, и все остальные, был экскурсионным. Группой мы пошли на обзорную площадку Тилан-Туу (Змеиная гора). Высота горы — 741 м. Одни подводят под это название легенду, что алтайский юноша должен был донести на руках на вершину горы свою любимую. Если же он был слаб, то девушка превращалась в змею и ускользала в горы. Другие говорят, что название было дано директором турбазы «Золотое озеро» А. Г. Гладковым, который, шутя, рассказал туристам байку, что на горе живет огромная змея, а вообще-то, алтайцы называют гору Перлу — голова волка. Так или иначе, но название Тилан-Туу прижилось у туристов.

Узкая тропа шла по смешанному лесу, у подножья горы преобладали хвойные породы — лиственницы, сосны, кедры; ближе к вершине — березы. Подниматься наверх было тяжеловато, а спускаться еще сложнее из-за того, что тропа была влажной, не успев просохнуть после недавних дождей; ноги скользили, некоторые люди даже падали. Зато со смотровой площадки открылись такие просторы, такие виды на Телецкое озеро, старый Артыбаш прямо под горой, поселок Иогач на другой стороне озера! Был виден мост через Бию. И все это окружали волны гор, поросших кедрами и соснами. Красотища!

Золотое озеро Алтын Кёль — Телецкое озеро

А после обеда мы попали в еще более потрясающе красивое место: Каменный залив. Это одно из самых таинственных мест на озере. Даже в самую ненастную погоду в заливе всегда тихо, спокойно, поют птицы. Каменный залив — своеобразная страна огромных каменных валунов, окружающих небольшую изумрудную чашу. Прямо на камнях растут вековые кедры, под ногами ковром стелется бадан, из прошлогодних листьев которого можно заваривать чай. Некоторые предполагают, что Каменный залив образовался в результате падения метеорита. Другие считают, что в этом месте когда-то произошел обвал, огромная скала рухнула и устремилась вниз, сметая все на своем пути. Одна из алтайских легенд говорит о том, что когда-то, очень давно, на этом месте состоялось битва алтайского богатыря Сартакпая и злого чудовища-людоеда Дельбегена. Результатом этой нелегкой битвы стала победа богатыря. Вода в заливе изумрудно-зеленого цвета, и немного теплее, чем в Телецком озере. Потрясающе красиво!

Утром 2 августа также группой по мосту мы перешли на другой берег Бии, которая вытекает из Телецкого озера, и полазали по огромным камням, заходили в какую-то удивительную пещерку со стенами, покрытыми желтой серой, постояли как бы под гигантским зонтиком из нависающей скалы. Карабкаться по камням вверх и спускаться вниз было тяжело, но то, что мы видели вокруг, стоило этих трудностей.

А после обеда нас ждал 2-х часовой сплав на рафтах по Бие. Очень повезло с погодой: день был теплый и солнечный. Рафт — это большой резиновый плот, по днищу которого натянуты эластичные веревки, под которые мы засунули ноги для страховки. Мы надели спасательные жилеты, каждому дали по небольшому веслу, инструктор, объяснив нам правила поведения во время сплава, сел сзади, и река понесла нас вперед.

Прозрачнейшая вода, кажется, что видно каждый камешек на дне, живописные берега — душа пела. А на пути нас ждали 7 порогов и 11 перекатов. Перекаты — это так, можно сказать, забавные игрушки: плывешь, как по стиральной доске, весело и не страшно. А пороги встречали нас шумом ревущей воды, рафт бросало из стороны в сторону, брызги воды окатывали нас с головы до ног. Мы судорожно гребли, чтобы, получив порцию адреналина, накричавшись и навизжавшись, вновь оказаться почти в тишине на спокойном течении реки. Потом очередной перекат, очередной порог, смех или визг… Особенно страшными мне показались два порога, когда нас чуть не бросало на скалы. Но никто из рафта не выпал, мы благополучно все преодолели и на непослушных ногах вышли на берег, где нас ждал автобус, чтобы отвезти на турбазу. Невероятно яркое приключение!

Золотое озеро Алтын Кёль — Телецкое озеро

На следующий день (3 августа) я устроила себе еще один экстрим: скальное восхождение. Правда, высота скалы была всего 8 метров, но было реально тяжело. Надев страховку, я полезла по гладкому камню наверх, но кроссовки скользили, пришлось разуться. Так было легче, но все равно где-то пришлось присесть и отдохнуть, так как руки и ноги почему-то начали дрожать. Но, к сожалению, отрицательный уклон я осилить не смогла. Пришлось преодолеть себя, и когда инструктор скомандовал спускаться на страховке, то есть надо было просто шагнуть в пустоту. Это было совсем не просто, потом секунда свободного падения и плавное приземление на камень. Здорово! А уставшие руки и ноги какое-то время дрожали и, можно сказать, не слушались. Ксюша не захотела повторить мой «подвиг».

Через какое-то время я достаточно пришла в себя, чтобы отправиться еще на одну пешую экскурсию: на Третью речку (Ойрок). Идти было не очень далеко и по ровной тропе. Сначала мы остановились у Ворот Солнца, пройдя через которые, надо было загадать желание. Это довольно большое сооружение, возможно, какой-то недострой. Далее нам повстречался огромный кедр, на нижних ветках которого висели разноцветные тряпочки. А потом ровная тропа закончилась, и надо было подниматься наверх. Ойрок — это узкая горная речка, зажатая хвойным лесом, прелесть которой в живописности: замшелые валуны, поваленные деревья, и самое главное — каскады небольших водопадов. На некоторых деревьях, упавших поперек речки, сидели художники и рисовали всю эту красоту. Ксюша со мной не ходила, поэтому на следующий день я привела ее сюда, потому что место просто волшебное, дочери тоже очень понравилось.

А нам осталась еще одна организованная этнографическая экскурсия, чтобы познакомиться с обычаями и бытом коренного населения Алтая. Мы пообедали и попробовали травяной чай с медом. Заходили в аил — жилище в виде конуса, который строится из длинных и тонких стволов деревьев или жердей, которые сверху связываются. Весь конус покрывается войлоком или шкурами зверей. Обогревается аил костром, который находится в центре. Над костром подвешивается котёл, в котором готовится пища. В самом верху оставляется отверстие для выхода дыма. Вдоль стен аила располагаются скамейки.

Ну, а больше всего нам понравились маленькие живые медвежата, живущие в клетке. Мы, конечно, выпросили разрешение, и нам достали одного медвежонка, чтобы мы его подержали на руках и сфотографировались. У Ксюши он сидел спокойно, меня все норовил лизнуть в лицо, а одной девушке очень сильно поцарапал руку, коготки у него были совсем не детские.

Золотое озеро Алтын Кёль — Телецкое озеро

День был жаркий, мы даже немного позагорали на берегу, а в Бие только помочили ноги: течение очень сильное, а вода холоднющая. Поднимались на какой-то высокий берег, откуда открылись совершенно потрясающие виды и на Бию, и на горы. Была бы птицей — полетела бы:-)!

День 5 августа был свободен от организованных экскурсий. Мы с Ксюшей взяли катамаран и поплыли на противоположный берег Телецкого озера, так как в этом месте озеро было не очень широкое. Плыть было приятно, мы разглядывали камни в прозрачной воде. На той стороне походили по дикому лесу, среди папоротников, вдоль живописного болотца. Что хорошо в этих местах — гнуса не было совсем: ни комаров, ни мошки. А вернувшись на свой берег, все-таки решили искупаться в озере. Было ощущение, что заходишь в битое стекло, такой жгуче-холодной была вода. Поэтому купание было почти стремительным.

Вечером был прощальный костер. Приятно было посидеть у живого огня в этом волшебном месте.

А утром, полюбовавшись облаками, лежащими на верхушках деревьев, стали собираться в обратный путь. Что сказать? Поездка получилось просто чудесной: места живописнейшие, воздух чистейший, экскурсии интереснейшие. Очень повезло с погодой: было тепло и без осадков. Отдых удался!