Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была сегодня 14:47
Фотоальбом

Выставка Юрия Пименова в Новой Третьяковке

DSC-W810, iPhone 6
31 37

Уже довольно давно, наверное, в одном из журналов (а журналов раньше выписывали много) я увидела репродукцию картины «Новая Москва»: солнечная, умытая дождем Москва и женщина, со спины, за рулем автомобиля. Помню, что эта картина поразила меня какой-то чистотой и светом. Потом, уже через много лет, будучи проездом в Москве и посетив Третьяковскую галерею на Крымском Валу, я вновь увидела теперь уже картину. Она мне нравилась. Художник — Юрий Пименов (1903–1977). А сейчас в Третьяковской галерее до 9 января 2022 года проходит выставка его работ. Мы с подругой сходили. Увидели много нового, о чем даже и не знали: графику, плакаты, эскизы декораций. Ну и конечно, картины. Очень понравились его картины с дождем — как в песне — «художник, что рисует дождь».

Если коротко: Юрий Пименов родился в семье помощника адвоката и дочери купца. Семья поддерживала его наклонности в рисовании. Мальчика в 12 лет устроили в воскресную школу живописи в Замоскворечье. Пименовы жили неподалёку от Третьяковской галереи, и Юрий часто ходил посмотреть на картины мастеров. Любимым пейзажем мальчика была картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

В 1921 году переходит на полиграфический факультет Вхутемаса (Высшие художественно-технические мастерские).

В 1923 году участвует в оформлении павильона Всероссийской с/х выставки.

В 1924 году начинает работать как театральный художник.

1925—1928 гг. — входит в группу и становится членом правления Общества художников-станковистов (ОСТ). За картину «Даешь тяжелую индустрию!» к 10-летию революции получает премию жюри.

Далее — участие в различных выставках, премии. В 1931 году женится на Наталье Бернадской. Она стала его музой и моделью.

Во время Великой Отечественной войны Юрий Пименов создавал агитационные плакаты в Окнах ТАСС: он изображал героев передовой и тыла. Во время эвакуации художник остался в родном городе, писал жанровые картины, отражающие военные будни Москвы.

В 1945 году начинает преподавать на художественном факультете ВГИК (до 1972 г.).

В 1950 году присуждается Сталинская премия за оформление спектакля «Степь широкая» в ЦТКА.

В 1954 году избирается членом-корреспондентом Академии Художеств СССР.

В 1957 году присваивается звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1962 году — народного художника РСФСР и он избирается действительным членом Академии художеств СССР, через год награждается орденом Трудового Красного Знамени.

В 1967 году присуждается Ленинская премия за серию работ «Новые кварталы».

В 1970 году присваивается звание народного художника СССР, многочисленные поездки, персональные выставки, награды (орден Ленина в 1973 г.).

В экспозицию вошли около 170 произведений из 22 музейных и частных собраний России, Беларуси и Латвии. Пименов очень точно попал в настроение времени. Работы распределены по нескольким разделам: «Новый реализм.1920-е», «Физкультурный парад», «Импрессионизм 30-х годов», «Война», «Москва и москвичи. Конец 1940-х — 1950-е», «Новые кварталы. 1960−1970-е», «Путешествия», «Таинственный мир зрелищ». В данном фотоальбоме я не придерживаюсь этого разделения.

Картина "Новая Москва" была создана летом 1937 года для Всесоюзной художественной выставки "Индустрия социализма". Идеей выставки была демонстрация триумфа социализма. К этому времени художник определился с наиболее важными для его искусства темами: жизнь Москвы и меняющаяся современность. Перед нами омытый дождем светлый праздничный город - пространство надежды и веры в будущее. (А на улице 1937 год!) Образ женщины за рулем - это новое явление. За год до написания картины 45 участниц совершили больший женский автопробег имени Сталинской конституции, доказывая, что женщина-водитель - это примета новой реальности.
Картина "Новая Москва" была создана летом 1937 года для Всесоюзной художественной выставки "Индустрия социализма". Идеей выставки была демонстрация триумфа социализма. К этому времени художник определился с наиболее важными для его искусства темами: жизнь Москвы и меняющаяся современность. Перед нами омытый дождем светлый праздничный город - пространство надежды и веры в будущее. (А на улице 1937 год!) Образ женщины за рулем - это новое явление. За год до написания картины 45 участниц совершили больший женский автопробег имени Сталинской конституции, доказывая, что женщина-водитель - это примета новой реальности.
"Фронтовая дорога", 1944 год. 
В годы войны Пименов повторно возвращается к образу женщины-водителя, но солнечные дни мирной Москвы сменились зимними военными буднями. Машина едет за грузовиком в сторону передовой. Перед нами открываются разбомбленные окраины города.
"Фронтовая дорога", 1944 год. В годы войны Пименов повторно возвращается к образу женщины-водителя, но солнечные дни мирной Москвы сменились зимними военными буднями. Машина едет за грузовиком в сторону передовой. Перед нами открываются разбомбленные окраины города.
"Москва 1960 года". Этой картины на выставке нет, она хранится в Душанбе, в Национальном музее Таджикистана. Пименову была заказана копия картины "Новая Москва", но был уже 1960 год, и художнику захотелось изобразить другую новую Москву, современную.
"Москва 1960 года". Этой картины на выставке нет, она хранится в Душанбе, в Национальном музее Таджикистана. Пименову была заказана копия картины "Новая Москва", но был уже 1960 год, и художнику захотелось изобразить другую новую Москву, современную.
"Портрет Л.Н. Силич", 1933 год. Пименова нередко называют мэтром советского импрессионизма, тогда как сам он считал себя «реалистическим импрессионистом». В его работах было и то, и другое: и четкая графичность, и дымка, скрывающая людей, предметы, дороги и здания его любимой Москвы.
"Портрет Л.Н. Силич", 1933 год. Пименова нередко называют мэтром советского импрессионизма, тогда как сам он считал себя «реалистическим импрессионистом». В его работах было и то, и другое: и четкая графичность, и дымка, скрывающая людей, предметы, дороги и здания его любимой Москвы.
"Свадьба на завтрашней улице", 1962 год, из серии "Новые кварталы". Эту картину я тоже запомнила из журнала. Молодожены, стройка, длинная светлая улица - добрая картина с верой в светлое завтра.
"Бегом через улицу", 1963 год, из серии "Новые кварталы"
"Бегом через улицу", 1963 год, из серии "Новые кварталы"
«Первые модницы нового квартала», 1961 год. На фоне новых белых многоэтажек девушки в новых, ярких платьях перебираются по валяющимся трубам через грязь. Только прошел дождь, кругом лужи. Но девушки с легкостью перепрыгивают через них.
«Первые модницы нового квартала», 1961 год. На фоне новых белых многоэтажек девушки в новых, ярких платьях перебираются по валяющимся трубам через грязь. Только прошел дождь, кругом лужи. Но девушки с легкостью перепрыгивают через них.
"Лирическое новоселье", 1965 год, из серии "Новые кварталы". Еще в пустой, только полученной комнате целуются счастливые новоселы. Нет мебели, но впереди вся жизнь.
"Лирическое новоселье", 1965 год, из серии "Новые кварталы". Еще в пустой, только полученной комнате целуются счастливые новоселы. Нет мебели, но впереди вся жизнь.
Слева картина "Франтихи", 1958 год. Я тоже мыла от грязи свои черные резиновые сапоги в луже! ///  Справа - "Новая дорога", 1964 год, из серии "Новые кварталы"
Слева картина "Франтихи", 1958 год. Я тоже мыла от грязи свои черные резиновые сапоги в луже! /// Справа - "Новая дорога", 1964 год, из серии "Новые кварталы"
"Ливень", 1963 год, из серии "Новые кварталы"
"Проливной дождь", 1957 год.                                                                
Сам Пименов писал: «Еще я очень люблю писать дождь… Ливень заливает асфальтированные улицы и все дома; автобусы, люди отражаются в зеркалах мостовых и тротуаров — отражаются лишь серо-голубыми, размытыми водой пятнами в свете дождливого дня, лишь желтыми, синими, красными огнями и черными тенями ночных улиц. Этот же ливень покрывает стекла автобусов и квартир огромным количеством мелких капель, в которых живут свет и тень, блеск и влажность… Городской дождь полон таких разных образов и настроений — он приносит художнику не меньшее богатство ощущений и чувств, чем поля, затянутые серой пеленой осени, чем лужи в колеях черного проселка, чем сверкающие капли на сосновых ветках и солнце сквозь парной воздух мокрого леса»
"Проливной дождь", 1957 год. Сам Пименов писал: «Еще я очень люблю писать дождь… Ливень заливает асфальтированные улицы и все дома; автобусы, люди отражаются в зеркалах мостовых и тротуаров — отражаются лишь серо-голубыми, размытыми водой пятнами в свете дождливого дня, лишь желтыми, синими, красными огнями и черными тенями ночных улиц. Этот же ливень покрывает стекла автобусов и квартир огромным количеством мелких капель, в которых живут свет и тень, блеск и влажность… Городской дождь полон таких разных образов и настроений — он приносит художнику не меньшее богатство ощущений и чувств, чем поля, затянутые серой пеленой осени, чем лужи в колеях черного проселка, чем сверкающие капли на сосновых ветках и солнце сквозь парной воздух мокрого леса»
Триптих "Строительницы (Москвички, Строительные работницы)", 1947 год. Пименов действительно был художником очень советским.
Триптих "Строительницы (Москвички, Строительные работницы)", 1947 год. Пименов действительно был художником очень советским.
"Свежие афиши", 1956 год.
"Свежие афиши", 1956 год.
"Работницы на заводе", 1934 год. Это центральная часть триптиха  "Работницы Уралмаша"
"Работницы на заводе", 1934 год. Это центральная часть триптиха "Работницы Уралмаша"
"Работницы Уралмаша за чаем", 1935 год. Это правая часть триптиха "Работницы Уралмаша"
"Работницы Уралмаша за чаем", 1935 год. Это правая часть триптиха "Работницы Уралмаша"
"Работницы Уралмаша в ложе театра", 1934 год. Это левая часть триптиха
"Работницы Уралмаша в ложе театра", 1934 год. Это левая часть триптиха
"Почта пришла", 1940 год. Пименов писал: " И у меня поднималось желание работать, желание писать и писать прямо с натуры, с живой натуры, которая так богато, тонко и прекрасно существовала вокруг".
"Почта пришла", 1940 год. Пименов писал: " И у меня поднималось желание работать, желание писать и писать прямо с натуры, с живой натуры, которая так богато, тонко и прекрасно существовала вокруг".
"В комнате военных лет", 1942 год.
"В комнате военных лет", 1942 год.
"Осенняя станция", 1945 год. 
"Ещё не кончилась война,/
И тягостны её дороги.../
Стоит на станции она,/
Глядит задумчиво и строго./

Художник не был с ней знаком –/
Случайно на перроне встретил,/
С плетёной сумкой, с вещмешком,/
Высокий рост её отметил./
И милый облик, не забыл,/
Как женщина в сторонке встала,/
И как плетёнку на настил/
Она поставила устало./

Как тягостны и как трудны/
Войны тревожные дороги/
Для матери, сестры, жены –/
И потому черты их строги!/

Дождливо. Всё скрывает мгла,/
И контуры предметов тают./
Тревога на лицо легла./
Что в новой жизни ожидает/

Её? Куда проляжет путь?/
Грядущее пока неясно.../
Вздымается устало грудь./
Лицо же мило и прекрасно..." (Иван Есаулков)
"Осенняя станция", 1945 год. "Ещё не кончилась война,/ И тягостны её дороги.../ Стоит на станции она,/ Глядит задумчиво и строго./ Художник не был с ней знаком –/ Случайно на перроне встретил,/ С плетёной сумкой, с вещмешком,/ Высокий рост её отметил./ И милый облик, не забыл,/ Как женщина в сторонке встала,/ И как плетёнку на настил/ Она поставила устало./ Как тягостны и как трудны/ Войны тревожные дороги/ Для матери, сестры, жены –/ И потому черты их строги!/ Дождливо. Всё скрывает мгла,/ И контуры предметов тают./ Тревога на лицо легла./ Что в новой жизни ожидает/ Её? Куда проляжет путь?/ Грядущее пока неясно.../ Вздымается устало грудь./ Лицо же мило и прекрасно..." (Иван Есаулков)
"Физкультурный парад". В 1939 году в Нью-Йорке прошла Всемирная выставка "Мир завтрашнего дня". Для павильона советской выставки по эскизу и при участии Пименова было выполнено огромное панно "Физкультурный парад" (размером 9,16 х 14,60 метров). На его фоне должно было стоять 6-ти метровая модель Дворца Советов Бориса Иофана. Сюжетной основой для послужил парад физкультурников на Красной площади, который состоялся в 1939 году и был запечатлен в одной из первых советских цветных кинолент «Цветущая юность».
"Физкультурный парад". В 1939 году в Нью-Йорке прошла Всемирная выставка "Мир завтрашнего дня". Для павильона советской выставки по эскизу и при участии Пименова было выполнено огромное панно "Физкультурный парад" (размером 9,16 х 14,60 метров). На его фоне должно было стоять 6-ти метровая модель Дворца Советов Бориса Иофана. Сюжетной основой для послужил парад физкультурников на Красной площади, который состоялся в 1939 году и был запечатлен в одной из первых советских цветных кинолент «Цветущая юность».
Из Русского музея на выставку в Третьяковку полотно перевозить не стали из-за его масштаба. Так что на выставке мы видим статичную в центре и наплывающую справа видеопроекции
Из Русского музея на выставку в Третьяковку полотно перевозить не стали из-за его масштаба. Так что на выставке мы видим статичную в центре и наплывающую справа видеопроекции
"Даешь тяжелую индустрию!", 1927 год. Картина написана по впечатлениям от посещения завода "Серп и молот" и была приурочена к 10-летнему юбилею Октябрьской революции. За эту работу Пименов получает премию жюри выставки. Вместе с другом Александром Дейнекой они были единственными художниками, показавшими картины на индустриальную тему.
"Даешь тяжелую индустрию!", 1927 год. Картина написана по впечатлениям от посещения завода "Серп и молот" и была приурочена к 10-летнему юбилею Октябрьской революции. За эту работу Пименов получает премию жюри выставки. Вместе с другом Александром Дейнекой они были единственными художниками, показавшими картины на индустриальную тему.
"В сталелитейном цехе", 1927 год. Ху­дожник уничтожил более десятка своих живописных работ. Однако восемь из них создатели выставки смогли во­спро­из­вести на металлических листах. Это стало возможным благодаря тому, что в 1920-х годах фотографии и репродукции работ Пименова неоднократно публи­ковались в ка­талогах выставок и в журналах по искусству. Эта одна их них.
"В сталелитейном цехе", 1927 год. Ху­дожник уничтожил более десятка своих живописных работ. Однако восемь из них создатели выставки смогли во­спро­из­вести на металлических листах. Это стало возможным благодаря тому, что в 1920-х годах фотографии и репродукции работ Пименова неоднократно публи­ковались в ка­талогах выставок и в журналах по искусству. Эта одна их них.
"Все на смотр!", 1928 год.  
Раздел "Новый реализм. 1920-е" пред­ставляет ранний, «остов­ский» период в искусстве Пименова, который от­ме­чен ув­ле­чением экс­прес­сио­низ­мом, соз­данием ос­трых и ди­на­мичных образов.
"Все на смотр!", 1928 год. Раздел "Новый реализм. 1920-е" пред­ставляет ранний, «остов­ский» период в искусстве Пименова, который от­ме­чен ув­ле­чением экс­прес­сио­низ­мом, соз­данием ос­трых и ди­на­мичных образов.
"Строим", 1929 год
"Строим", 1929 год
"Футбол", 1926 год
"Футбол", 1926 год
Самая первая афиша Пименова — к фильму "Пышка", который стал дебютом и для режиссера Михаила Ромма, и для сыгравшей в ленте Фаины Раневской
Самая первая афиша Пименова — к фильму "Пышка", который стал дебютом и для режиссера Михаила Ромма, и для сыгравшей в ленте Фаины Раневской
Галина Уланова в роли Жизели, 1960 год. В 1965 году Пименов подарил эту картину музею Большого театра.
Галина Уланова в роли Жизели, 1960 год. В 1965 году Пименов подарил эту картину музею Большого театра.
Портрет Т. Самойловой, 1966 год, из серии «Актеры в ролях».
Татьяна Евгеньевна Самойлова (1934–2014)—актриса, народная артистка Российской Федерации (1992).
В 1967 году она сыграла главную роль в фильме «Анна Каренина» режиссера Александра Зархи. Пименов рассказывал, что он хотел написать серию портретов под условным названием «Страсти 60-х годов ХХ века». Это должны были быть портреты современных актеров в костюмах их героев, в которых бы подчеркивался контраст современного, сегодняшнего лица артиста с историческим, далеким костюмом. Одним из портретов этой серии стал портрет "Тани Самойловой в роли Анны Карениной"
Портрет Т. Самойловой, 1966 год, из серии «Актеры в ролях». Татьяна Евгеньевна Самойлова (1934–2014)—актриса, народная артистка Российской Федерации (1992). В 1967 году она сыграла главную роль в фильме «Анна Каренина» режиссера Александра Зархи. Пименов рассказывал, что он хотел написать серию портретов под условным названием «Страсти 60-х годов ХХ века». Это должны были быть портреты современных актеров в костюмах их героев, в которых бы подчеркивался контраст современного, сегодняшнего лица артиста с историческим, далеким костюмом. Одним из портретов этой серии стал портрет "Тани Самойловой в роли Анны Карениной"
"Ранние зрители", 1964 год, из серии "Новые кварталы". Пименов писал: "Для меня театр всегда предвкушение и всегда воспоминание — это и золотые ложи нарядных зрительных залов, которые после антрактов погружаются в темноту, и те особые звуки настраивающегося оркестра, которые еще не музыка, но уже рождение чувства приближающейся музыки; это и внимательные лица зрителей, выделяющиеся в сумраке зала, где исчезают темные цвета одежды и остаются только лица, обнаженные женские руки, поблескивающие глаза…"
"Ранние зрители", 1964 год, из серии "Новые кварталы". Пименов писал: "Для меня театр всегда предвкушение и всегда воспоминание — это и золотые ложи нарядных зрительных залов, которые после антрактов погружаются в темноту, и те особые звуки настраивающегося оркестра, которые еще не музыка, но уже рождение чувства приближающейся музыки; это и внимательные лица зрителей, выделяющиеся в сумраке зала, где исчезают темные цвета одежды и остаются только лица, обнаженные женские руки, поблескивающие глаза…"
Непреходящей любовью Пименова был театр. Больше 50 лет он посвятил созданию декораций, эскизов занавесов и костюмов. Он писал: "Мне пришлось довольно много работать в качестве художника в разных театрах. Я узнал этот необыкновенный и незнакомый для зрителя мир, так сказать, изнутри; он был моим «производственным» местом, я принимал посильное участие в той работе, результатом которой является спектакль".  
Потрясающий эскиз декорации к неосуществленной постановке пьесы А.Дюма-сына "Дама с камелиями" в Центральном театре Красной армии
Непреходящей любовью Пименова был театр. Больше 50 лет он посвятил созданию декораций, эскизов занавесов и костюмов. Он писал: "Мне пришлось довольно много работать в качестве художника в разных театрах. Я узнал этот необыкновенный и незнакомый для зрителя мир, так сказать, изнутри; он был моим «производственным» местом, я принимал посильное участие в той работе, результатом которой является спектакль". Потрясающий эскиз декорации к неосуществленной постановке пьесы А.Дюма-сына "Дама с камелиями" в Центральном театре Красной армии
Эскиз занавеса к неосуществленной постановке пьесы А.Дюма-сына "Дама с камелиями" в Центральном театре Красной армии
Эскиз занавеса к неосуществленной постановке пьесы А.Дюма-сына "Дама с камелиями" в Центральном театре Красной армии
Эскиз занавеса к пьесе А.Н.Островского "Бесприданница" в МХАТ им.Горького, 1950-1960.
Эскиз занавеса к пьесе А.Н.Островского "Бесприданница" в МХАТ им.Горького, 1950-1960.
"Портрет Н.К. Пименовой в белой шляпе", 1943 год. С Натальей Константиновной художник прожил всю жизнь. Она стала для него не просто женой, а музой, моделью и верным другом. Наталья постоянно училась и со временем сама стала театральным художником, чтобы помогать мужу в создании театральных костюмов. Поддержка жены помогла Пименову пережить критику, перелом в творчестве и войну.
"Портрет Н.К. Пименовой в белой шляпе", 1943 год. С Натальей Константиновной художник прожил всю жизнь. Она стала для него не просто женой, а музой, моделью и верным другом. Наталья постоянно училась и со временем сама стала театральным художником, чтобы помогать мужу в создании театральных костюмов. Поддержка жены помогла Пименову пережить критику, перелом в творчестве и войну.
«Женщина в гамаке», 1934 год.  Здесь изображена городская женщина, выехавшая  на дачу и просто наслаждающаяся отдыхом в жаркий летний день
«Женщина в гамаке», 1934 год. Здесь изображена городская женщина, выехавшая на дачу и просто наслаждающаяся отдыхом в жаркий летний день
"Розовая натурщица", 1932 год.
"Розовая натурщица", 1932 год.
Картины из серии "Рассказы о простой Европе". Вверху слева - "Венеция. Лавка соломенных шляп", справа - "Венеция. Прачка", внизу - "Венеция. Одинокая продавщица цветов", 1958 год. Пименов писал: " если художник поехал в путешествие, он поехал как художник, и он должен начать работать… Нужно, чтобы чужая жизнь, чужая пластика хотя бы немного притерлась к чувству, уму и глазу художника. Тогда начнут проявляться человеческие взаимоотношения и движения людей и машин, и вдруг в незнакомом городе и незнакомом лице вы узнаете знакомую человеческую рабочую повадку, бесконечную ясность детских глаз, кокетливую походку молодой продавщицы. Или, наоборот, что то определится как явно чужое и уж в этом качестве в дальнейшем и будет узнаваться."
Картины из серии "Рассказы о простой Европе". Вверху слева - "Венеция. Лавка соломенных шляп", справа - "Венеция. Прачка", внизу - "Венеция. Одинокая продавщица цветов", 1958 год. Пименов писал: " если художник поехал в путешествие, он поехал как художник, и он должен начать работать… Нужно, чтобы чужая жизнь, чужая пластика хотя бы немного притерлась к чувству, уму и глазу художника. Тогда начнут проявляться человеческие взаимоотношения и движения людей и машин, и вдруг в незнакомом городе и незнакомом лице вы узнаете знакомую человеческую рабочую повадку, бесконечную ясность детских глаз, кокетливую походку молодой продавщицы. Или, наоборот, что то определится как явно чужое и уж в этом качестве в дальнейшем и будет узнаваться."
"Японская девушка Киоко", 1975 год. Дочь Пименова писала: "С Японией, благодаря галерее госпожи Никамуры, большой любительницы русского искусства, завязались хорошие отношения, и много работ отца осталось в этой стране. Картины нравились, один из коллекционеров даже перестроил часть помещения, где должна была находиться приобретенная им работа, так, чтобы свет выгодно падал на нее."
"Японская девушка Киоко", 1975 год. Дочь Пименова писала: "С Японией, благодаря галерее госпожи Никамуры, большой любительницы русского искусства, завязались хорошие отношения, и много работ отца осталось в этой стране. Картины нравились, один из коллекционеров даже перестроил часть помещения, где должна была находиться приобретенная им работа, так, чтобы свет выгодно падал на нее."
"Героиня нашего и не нашего экрана", 1927 год. (Рисунок для журнала "Советский экран").
"Героиня нашего и не нашего экрана", 1927 год. (Рисунок для журнала "Советский экран").
Выставка нам понравилась. Как с добрыми друзьями мы встретились со знакомыми картинами и узнали новое о творчестве художника. А потом мы еще  прекрасно погуляли по Музеону. Выставка продлится до 9 января 2022 года в Третьяковской галерее на Крымском Валу.
Выставка нам понравилась. Как с добрыми друзьями мы встретились со знакомыми картинами и узнали новое о творчестве художника. А потом мы еще прекрасно погуляли по Музеону. Выставка продлится до 9 января 2022 года в Третьяковской галерее на Крымском Валу.
Комментарии к альбому