Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 19:45
Фотоальбом

Петровский путевой дворец

DSC-W810
26 31

Петровский путевой дворец, хоть и царский, но к Петру I отношения не имеет. Свое название он получил по землям московского Высокопетровского монастыря, на которых он был построен. Дворец возводился как место остановки и отдыха императорской семьи и их свиты перед въездом в Москву. Отсюда и его название — «путевой». Подобные путевые дворцы строились на наиболее важных дорогах между городами.

Петровский дворец был возведён в 1776–1780-х годах по проекту архитектора Матвея Казакова в неоготическом стиле, но с русскими деталями. Приказ на строительство дворца Екатерина II отдала в связи с успешным завершением Русско-турецкой войны 1768–1774 годов: «Построй каменную дачу и фантазии своей не жалей». Но этому предшествовало празднество:  Екатерина заказала Василию Баженову построить на Ходынском поле город-театр. Постройки Баженова, диковинные, с башнями и минаретами «на турецкий лад с разными вычурасами» очень понравились императрице. Казаков был первым помощником Баженова. Поэтому порученный ему дворец решил строить в таком же фантастическом стиле.

Основные строительные работы были окончены в 1779 году, а внутренняя декоративная отделка в 1783 году. Сама Екатерина II останавливалась во дворце всего дважды и то на несколько дней. Пожалуй, дольше всех пробыл во дворце Павел I — около двух недель. После него все российские монархи использовали Петровский дворец как последнюю короткую остановку перед коронацией в Московском Кремле. Торжественный ужин и бал, устраиваемые в честь восшествия на престол нового монарха, традиционно также проходили в Петровском дворце.

С 4 по 9 сентября, во время Отечественной войны 1812 года, в Петровском путевом дворце пребывал Наполеон Бонапарт, сбежав из горящей Москвы. Именно отсюда он наблюдал, как горит непокорившийся ему город. После отступления Наполеона дворец сильно пострадал от пожара и был разорен: главный купол обрушился, рухнули перекрытия залов первого этажа. Работы во дворце возобновились только в 1826 году, при императоре Николае I, который назначил архитектором Ивана Таманского. Был разработан план восстановления дворца, предполагавший масштабные внутренние и наружные работы. Реконструкция была произведена по оригинальным планам Казакова. В 1827 году по проекту Адама Менеласа вокруг дворца был разбит регулярный парк, ставший популярным местом для прогулок. В 1835 году в парке появился деревянный театр.

В мае 1896 года, во время коронации императора Николая II, при раздаче царских гостинцев произошла сильная давка на Ходынском поле, расположенном напротив дворца, погибло 1 379 человек и были покалечены более 900.

В конце XIX века земли парка Дворцовое ведомство охотно сдавало под новую дачную застройку. На дачах жили Писемский и Тургенев, «прощеные» декабристы, вернувшиеся из ссылки. Декабристам было запрещено жить в Москве. И дачи Петровского парка были выходом из ситуации. Жили в Петровском парке и поэт Велимир Хлебников, и композитор Сергей Рахманинов.

Во время Первой Мировой войны в Петровском дворце, как и в некоторых других, располагался госпиталь. Тогда все стены парадных помещений были выкрашены в белый цвет.

После Октябрьской революции 1917 года, понятно, что дворцу выпали не лучшие времена: здесь находился лазарет, райком, милиция, даже пулеметная команда, столовая общепита (флигели использовались как складские помещения), а с 1923 года располагалась Академия Военно-воздушного флота (в которой позже учились Юрий Гагарин, Герман Титов, Валентина Терешкова). Даже название дворца сменилось: Дворец «Красной авиации». (Прежнее название вернулось в 1998 году, по инициативе тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова).

С 1998 года во дворце проводились реставрационные работы. Если в главных залах первого этажа частично сохранился архитектурный декор, то второй и третий были полностью перепланированы. Сохранились немногие исторические фрагменты: декоративное оформление Круглого зала и четырёх аванзалов, главная лестница, а также некоторые предметы мебели.

С 2011 года первый этаж передан музею, а на втором этаже и флигелях дворца располагается отель. В нем 45 гостиничных номеров, в том числе два президентских апартамента. На территории дворца появилось новое здание ресторана с подземным гаражом, выполненное в архитектурном стиле исторической застройки. Ну и такого уровня дворец является официальным Домом приемов мэрии Москвы, и, как и в прежние времена, принимает гостей самого высокого уровня. Поэтому попасть во дворец можно только с экскурсией.

Увидев этот дворец, застываешь перед ним в изумлении и восторге. Перефразируя Пушкина, я бы сказала: "Ай да Казаков, ай да сукин сын!". Такую красоту сотворить! Ах, если бы еще день был поярче!
Увидев этот дворец, застываешь перед ним в изумлении и восторге. Перефразируя Пушкина, я бы сказала: "Ай да Казаков, ай да сукин сын!". Такую красоту сотворить! Ах, если бы еще день был поярче!
Это дебютная самостоятельная постройка Казакова, которая сразу же сделала его одним из самых известных архитекторов страны. Дворец построен в стиле русской готики с причудливым сочетанием элементов готики и барокко, терракотовыми стенами и белокаменными наличниками. Главное здание дворца квадратной формы, с длиной стены 44 метра. По углам находятся жилые помещения, сейчас это номера отеля.
Это дебютная самостоятельная постройка Казакова, которая сразу же сделала его одним из самых известных архитекторов страны. Дворец построен в стиле русской готики с причудливым сочетанием элементов готики и барокко, терракотовыми стенами и белокаменными наличниками. Главное здание дворца квадратной формы, с длиной стены 44 метра. По углам находятся жилые помещения, сейчас это номера отеля.
Влияние нарышкинского барокко можно разглядеть в белых декоративных элементах на фасаде, стрельчатые арки, башни и окна выполнены в готическом стиле, а бочкообразные колонны — это отголоски древнерусского стиля.
Влияние нарышкинского барокко можно разглядеть в белых декоративных элементах на фасаде, стрельчатые арки, башни и окна выполнены в готическом стиле, а бочкообразные колонны — это отголоски древнерусского стиля.
Парадное (западное) крыльцо
Парадное (западное) крыльцо
Окна в стиле барокко на втором этаже и окна-люкарны на третьем этаже
Окна в стиле барокко на втором этаже и окна-люкарны на третьем этаже
А это вид с крыльца на главные ворота. По бокам полуциркульные флигели, предназначавшиеся для большой императорской свиты: кавалерские и  фрейлинские, напротив друг друга
А это вид с крыльца на главные ворота. По бокам полуциркульные флигели, предназначавшиеся для большой императорской свиты: кавалерские и фрейлинские, напротив друг друга
Полуциркульный флигель. В настоящее время - административный
Полуциркульный флигель. В настоящее время - административный
Готические окна. Ну как же красиво!
Готические окна. Ну как же красиво!
Прямые флигели (на фото слева) предназначались для кухни, а высокие башни - для погребов и ледников. Сейчас в прямых флигелях люксы и полулюксы отеля
Прямые флигели (на фото слева) предназначались для кухни, а высокие башни - для погребов и ледников. Сейчас в прямых флигелях люксы и полулюксы отеля
Ходишь и любуешься.
Ходишь и любуешься.
Стрельчатая арка, ведущая на задний двор
Стрельчатая арка, ведущая на задний двор
На заднем дворе
На заднем дворе
На заднем дворе
На заднем дворе
На башне по центру - "ласточкины хвосты", напоминающие кремлевские
На башне по центру - "ласточкины хвосты", напоминающие кремлевские
На первом (музейном) этаже дворца. На стенах висят несколько старинных картин, гравюры, портреты, стоят скульптуры. В центре зала - макет дворца
На первом (музейном) этаже дворца. На стенах висят несколько старинных картин, гравюры, портреты, стоят скульптуры. В центре зала - макет дворца
Макет дворца. Раньше крыши были накрыты англицкой жестью и красной черепицей, дворец сиял на солнце. После пожара крышу и купол стали накрывать железом.
Макет дворца. Раньше крыши были накрыты англицкой жестью и красной черепицей, дворец сиял на солнце. После пожара крышу и купол стали накрывать железом.
Картина "Санные гонки в Петровском парке", 1830-1840 год, неизвестный художник
Картина "Санные гонки в Петровском парке", 1830-1840 год, неизвестный художник
Во время войны 1812 года Наполеон бежал из Кремля в Петровский путевой дворец, пробыв здесь несколько дней. Отсюда он наблюдал, как горит непокоренная им Москва./ 

"Вот, окружён своей дубравой,/
Петровский замок. Мрачно он/
Недавнею гордится славой./
Напрасно ждал Наполеон,/
Последним счастьем упоённый,/
Москвы коленопреклонённой/
С ключами старого Кремля:/
Нет, не пошла Москва моя/
К нему с повинной головою./
Не праздник, не приёмный дар,/
Она готовила пожар/
Нетерпеливому герою./
Отселе, в думу погружён,/
Глядел на грозный пламень он"/
А.С.Пушкин/ (Кого-то это лицо мне напоминает)
Во время войны 1812 года Наполеон бежал из Кремля в Петровский путевой дворец, пробыв здесь несколько дней. Отсюда он наблюдал, как горит непокоренная им Москва./ "Вот, окружён своей дубравой,/ Петровский замок. Мрачно он/ Недавнею гордится славой./ Напрасно ждал Наполеон,/ Последним счастьем упоённый,/ Москвы коленопреклонённой/ С ключами старого Кремля:/ Нет, не пошла Москва моя/ К нему с повинной головою./ Не праздник, не приёмный дар,/ Она готовила пожар/ Нетерпеливому герою./ Отселе, в думу погружён,/ Глядел на грозный пламень он"/ А.С.Пушкин/ (Кого-то это лицо мне напоминает)
Эскиз театра, бывшего в Петровском парке. К сожалению, театру не повезло, так как  он располагался на месте нынешней спортивной арены
Эскиз театра, бывшего в Петровском парке. К сожалению, театру не повезло, так как он располагался на месте нынешней спортивной арены
Вид на Петровский парк и храм Благовещения Пресвятой Богородицы, который действует и сейчас
Вид на Петровский парк и храм Благовещения Пресвятой Богородицы, который действует и сейчас
А вот это странно видеть во дворце: несколько фотографий наших космонавтов, бюст Юрия Гагарина. Но в Петровском дворце длительное время находилась Военно-воздушная академия имени Жуковского
А вот это странно видеть во дворце: несколько фотографий наших космонавтов, бюст Юрия Гагарина. Но в Петровском дворце длительное время находилась Военно-воздушная академия имени Жуковского
В соседнем зале экспозиция, посвященная коронационным торжествам
В соседнем зале экспозиция, посвященная коронационным торжествам
"Отъезд их Императорских Величеств из Петровского дворца" (Николай I)
"Отъезд их Императорских Величеств из Петровского дворца" (Николай I)
"Торжественный въезд в Москву. У Тверской заставы" (Николай II)
"Торжественный въезд в Москву. У Тверской заставы" (Николай II)
Меню торжественного обеда в честь коронации Александра III: "Борщ и похлебка, пирожки, стерлядь, телятина, заливное, жаркое, спаржа, гурьевская каша, мороженое"
Меню торжественного обеда в честь коронации Александра III: "Борщ и похлебка, пирожки, стерлядь, телятина, заливное, жаркое, спаржа, гурьевская каша, мороженое"
А вот из-за таких платочков и гостинца, что был в них завернут, погибло 1389 человек в давке на Ходынском поле при коронации Николая II в мае 1896 года.
А вот из-за таких платочков и гостинца, что был в них завернут, погибло 1389 человек в давке на Ходынском поле при коронации Николая II в мае 1896 года.
Колонный зал с бюстами российских императоров (бюсты современные). Зал часто перестраивался, так как стены за бюстами не капитальные, были возведены колонны.
Колонный зал с бюстами российских императоров (бюсты современные). Зал часто перестраивался, так как стены за бюстами не капитальные, были возведены колонны.
Екатерина II была в этом дворце дважды: в 1785 году по дороге из Новгорода провела здесь 4 дня и возвращаясь из Крыма в 1787 году еще около 10 дней
Екатерина II была в этом дворце дважды: в 1785 году по дороге из Новгорода провела здесь 4 дня и возвращаясь из Крыма в 1787 году еще около 10 дней
Павел I стал гостем дворца в 1797 году перед своей коронацией. С тех пор дворец стал последней и обязательной точкой в маршруте императоров к Российскому трону — наутро будущие монархи въезжали в Москву. Павел был не в ладах со своей матерью и даже приказал выкрасить красные стены дворца в белый цвет
Павел I стал гостем дворца в 1797 году перед своей коронацией. С тех пор дворец стал последней и обязательной точкой в маршруте императоров к Российскому трону — наутро будущие монархи въезжали в Москву. Павел был не в ладах со своей матерью и даже приказал выкрасить красные стены дворца в белый цвет
Александр I
Александр I
Николай I
Николай I
Александр II
Александр II
Александр III и Николай II
Александр III и Николай II
Парадная лестница, ведущая в залы второго этажа сохранилась такой, какой ее задумал Казаков: с лепниной, символизирующей плоды изобилия и процветания России
Парадная лестница, ведущая в залы второго этажа сохранилась такой, какой ее задумал Казаков: с лепниной, символизирующей плоды изобилия и процветания России
Красивая лепнина вдоль лестницы
Красивая лепнина вдоль лестницы
Светильник и лепнина
Светильник и лепнина
Лестница довольно узкая.
Лестница довольно узкая.
Главное пространство дворца занимает Круглый зал. Это роскошный зал с невероятно красивым шестнадцатиметровым куполом  на втором этаже. Площадь зала составляет 219 кв.м. Зал окружают четыре гостиные: Кавалерская, Петровская, Парковая и Дворцовая, одинаковые по площади и планировке. После реставрации 1970-х годов стены зала были красного, синего, желтого и зеленого цветов. При проведении восстановительных работ в 1998 - 2005 годах реставраторы выяснили, что первоначально стены были светлых тонов: белого и сильно разбеленных серо-голубого, охристого, розоватого и светло-оливкового. Получилось достойно
Главное пространство дворца занимает Круглый зал. Это роскошный зал с невероятно красивым шестнадцатиметровым куполом на втором этаже. Площадь зала составляет 219 кв.м. Зал окружают четыре гостиные: Кавалерская, Петровская, Парковая и Дворцовая, одинаковые по площади и планировке. После реставрации 1970-х годов стены зала были красного, синего, желтого и зеленого цветов. При проведении восстановительных работ в 1998 - 2005 годах реставраторы выяснили, что первоначально стены были светлых тонов: белого и сильно разбеленных серо-голубого, охристого, розоватого и светло-оливкового. Получилось достойно
Стрельчатые окна в барабане купола центрального Круглого зала рассеивают свет и придают всему помещению лёгкость.
Стрельчатые окна в барабане купола центрального Круглого зала рассеивают свет и придают всему помещению лёгкость.
Невероятно красивый купол!
Невероятно красивый купол!
После разграбления и пожара 1812 года лепнина Круглого зала во время реставрации была заменена росписью «гризайль». Росписью занимался швейцарский художник-декоратор Джузеппе Анжиоло Артари, закончив работу в 1837 году. Полное впечатление объемности!
После разграбления и пожара 1812 года лепнина Круглого зала во время реставрации была заменена росписью «гризайль». Росписью занимался швейцарский художник-декоратор Джузеппе Анжиоло Артари, закончив работу в 1837 году. Полное впечатление объемности!
Напольные светильники в Круглом зале
Напольные светильники в Круглом зале
Вид из Круглого зала в Петровскую гостиную
Вид из Круглого зала в Петровскую гостиную
Петровская гостиная, примыкает к Круглому залу
Петровская гостиная, примыкает к Круглому залу
Мебель из карельской березы
Мебель из карельской березы
Красивы настенные светильники! Этот - в парадной Петровской гостиной
Кавалерская гостиная, примыкающая к Круглому залу.
Кавалерская гостиная
В гостиных Зеркала расположены напротив друг друга, создавая впечатление бесконечости
В гостиных Зеркала расположены напротив друг друга, создавая впечатление бесконечости
Дворцовая гостиная
Дворцовая гостиная
Во Дворцовой гостиной
Во Дворцовой гостиной
Парковая гостиная
Парковая гостиная
Вот такой веселый мальчик играючи держит тяжелый светильник в холле
Вот такой веселый мальчик играючи держит тяжелый светильник в холле
Уходить отсюда совсем не хотелось: чудесный дворец!
Уходить отсюда совсем не хотелось: чудесный дворец!
Прощальный взгляд на башенки, вне дворцовых стен
Прощальный взгляд на башенки, вне дворцовых стен
Недалеко от Петровского дворца сохранился храм Благовещения Пресвятой Богородицы, тот самый, который мы видели на черно-белом фото во дворце
Недалеко от Петровского дворца сохранился храм Благовещения Пресвятой Богородицы, тот самый, который мы видели на черно-белом фото во дворце
Закладка храма состоялась 7 апреля 1844 г. на стрелке Нарышкинской аллеи и Зыковского проезда. В 1856 г. Петровский дворец готовили к коронации императора Александра II. В связи с этим произвели и ремонт храма. В последующие годы храм еще несколько раз ремонтировался. Иконостас был деревянный, трехъярусный, окрашенный белой масляной краской, с позлащенною резьбой. На закругленных сверху Царских вратах были вырезаны виноградные, сплошного позолота кисти и листья, в кругах помещены живописные изображения четырех евангелистов; над Царскими вратами - образ Тайной вечери. В первом, местном ярусе иконостаса по правую сторону располагался образ Христа Спасителя, именуемый Нерукотворный; по левую - храмовая икона Благовещения Пресвятой Богородицы; при них две лампадки из накладного серебра.
Закладка храма состоялась 7 апреля 1844 г. на стрелке Нарышкинской аллеи и Зыковского проезда. В 1856 г. Петровский дворец готовили к коронации императора Александра II. В связи с этим произвели и ремонт храма. В последующие годы храм еще несколько раз ремонтировался. Иконостас был деревянный, трехъярусный, окрашенный белой масляной краской, с позлащенною резьбой. На закругленных сверху Царских вратах были вырезаны виноградные, сплошного позолота кисти и листья, в кругах помещены живописные изображения четырех евангелистов; над Царскими вратами - образ Тайной вечери. В первом, местном ярусе иконостаса по правую сторону располагался образ Христа Спасителя, именуемый Нерукотворный; по левую - храмовая икона Благовещения Пресвятой Богородицы; при них две лампадки из накладного серебра.
В 1934 году Церковное здание было передано академии им. Жуковского и превращено в склад мебели и продуктов. Вся обстановка, иконы и утварь исчезли. Почти полностью была утрачена роспись стен и сводов. Основным разрушениям храм подвергся в 1950-60-е годы, когда были разобраны его ограда и крыльцо, сняты кресты и главы, в помещении храма надстроены вторые ярусы, заложены арки. Колокольню приспособили для устройства подвесного крана. Все деревянные церковные дома были уничтожены. 25 сентября 1991 года Военно-воздушная академия освободила здание храма и передала его Русской Православной Церкви. Сейчас Храм действующий. Я зашла внутрь. Меня поразил иконостас и иконы, они деревянные, таких я еще не видела. Шла служба.
Сама я в храме не фотографировала, вот нашла фото в интернете.
Сама я в храме не фотографировала, вот нашла фото в интернете.
5 сентября 1918 года в Петровском парке были расстреляны священнослужители, министр и замминистра внутренних дел в 1915-1916 годах, и с ними еще около 80 человек
Уголок парка при храме с чашей-фонтаном
Уголок парка при храме с чашей-фонтаном
Крутится колесо, и течет вода
Крутится колесо, и течет вода
Очень красив и разноцветен осенний Петровский парк рядом с храмом
Очень красив и разноцветен осенний Петровский парк рядом с храмом
Комментарии к альбому