Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была сегодня 8:37
Фотоальбом

Историко-художественный музей в Серпухове

iPhone X
27 38

Серпуховский историко-художественный музей появился после того, как в 1918 году имущество семьи Мараевых — серпуховских фабрикантов и купцов, было национализировано, и сейчас это богатейший художественный музей Подмосковья. Основную часть коллекции составляют произведения русского и европейского искусства XVI — первой половины XX веков. Здесь можно увидеть работы Шишкина, Айвазовского, Васнецова, Верещагина, Константина и Владимира Маковских, Николая Ярошенко, Генриха Семирадского и других известных русских и западноевропейских художников. Экспонаты Серпуховского музея привлекаются для демонстрации в Русском музее, Третьяковской галерее. Кроме того, и в самом музее проводятся художественные выставки, например, я посмотрела чудесные портреты на выставке «Незабываемые» из коллекции музея В. А. Тропинина и московских художников его времени.

В данном альбоме я показала, в основном, живописные работы. Но в музее имеется еще много исторического материала. Музей просто обязателен для посещения.

Историко-художественный музей расположен в бывшем особняке серпуховских купцов и фабрикантов Мараевых, построенном в XIX веке по проекту московского архитектора Романа Клейна. Перед особняком установлен памятник последней владелице Анне Васильевне Мараевой. Предметы русской духовной культуры долгие годы собиралась в доме Мараевых, а Анна Васильевна выкупила коллекцию картин и антикварных вещей у Юрия Мерлина
Историко-художественный музей расположен в бывшем особняке серпуховских купцов и фабрикантов Мараевых, построенном в XIX веке по проекту московского архитектора Романа Клейна. Перед особняком установлен памятник последней владелице Анне Васильевне Мараевой. Предметы русской духовной культуры долгие годы собиралась в доме Мараевых, а Анна Васильевна выкупила коллекцию картин и антикварных вещей у Юрия Мерлина
Портрет Анны Васильевны Мараевой встречает нас при входе в дом. После смерти мужа она возглавила и успешно управляла семейным делом: более 800 рабочих трудилось на её ткацкой фабрике. Именно благодаря ей Серпухов имеет такой прекрасный музей.
В одном из залов музея
В одном из залов музея
Якоб де Хейсх "Пейзаж со сценой суда Мидаса", XVII век. По древнегреческому  мифу, невежественный и самоуверенный царь Мидас присудил первенство Пану в музыкальном состязании последнего с Аполлоном, и в наказание за это был наделён Аполлоном ослиными ушами, которые тщательно прятал под фригийской шапкой.
Якоб де Хейсх "Пейзаж со сценой суда Мидаса", XVII век. По древнегреческому мифу, невежественный и самоуверенный царь Мидас присудил первенство Пану в музыкальном состязании последнего с Аполлоном, и в наказание за это был наделён Аполлоном ослиными ушами, которые тщательно прятал под фригийской шапкой.
Питер Мюлир, "Буря на море", ок.1680г.
Питер Мюлир, "Буря на море", ок.1680г.
"Фауна", мрамор, XVIII век
Антонио Тарсия, "Марс", мрамор, XVIII век
"Флора", мрамор, XVIII век
Каре де Белез, "Грусть", Франция, 1860г.
Джованни Гизольфи, "Руины"
Анжело Мария Коста, "Жертвоприношение Поликсены", 1710-1720гг.  Поликсена - дочь Приама и Гекубы. Ахилл, воспылав к ней любовью, решил взять ее в жены и перейти к троянцам, но был изменнически убит Парисом. Заклание Поликсены произвел сын Ахилла Неоптолем на его могиле, причем Поликсена гордо подставила себя под удар меча и умерла с достоинством.
Анжело Мария Коста, "Жертвоприношение Поликсены", 1710-1720гг. Поликсена - дочь Приама и Гекубы. Ахилл, воспылав к ней любовью, решил взять ее в жены и перейти к троянцам, но был изменнически убит Парисом. Заклание Поликсены произвел сын Ахилла Неоптолем на его могиле, причем Поликсена гордо подставила себя под удар меча и умерла с достоинством.
Эберхард Кейль, "Старуха за рукоделием", XVII в. Под картиной шкаф XIX века
Парные вазы с изображением французского короля Людовика XVI и королевы Марии-Антуанетты, Франция, 1880-1890 гг.
Парные вазы с изображением французского короля Людовика XVI и королевы Марии-Антуанетты, Франция, 1880-1890 гг.
Никола де Ларжирьер, "Портрет Людовика Бурбона", XVIII в. - образец парадного портрета
Шарль Лебрен, "Жертвоприношение Иевфая". 
В X веке до н.э. Иеффай возглавил войско израильтян в битве против аммонитян. Он обратился к Богу и пообещал в качестве благодарности за победу человеческую жертву — первого, кого увидят после возвращения домой.  Встречать победителей вышла единственная дочь Иеффая. 
В центре картины мужчина сжимает в руке нож. На его лице страдание от необходимости выбирать между родительским чувством и клятвой.
Шарль Лебрен, "Жертвоприношение Иевфая". В X веке до н.э. Иеффай возглавил войско израильтян в битве против аммонитян. Он обратился к Богу и пообещал в качестве благодарности за победу человеческую жертву — первого, кого увидят после возвращения домой. Встречать победителей вышла единственная дочь Иеффая. В центре картины мужчина сжимает в руке нож. На его лице страдание от необходимости выбирать между родительским чувством и клятвой.
"Медор и Анжелика". Это типичная работа Болонского живописца Микеле Дезублео (около 1601-1676). Сюжетом для картины послужил эпизод из поэмы Лодовико Ариосто «Неистовый Роланд».
"Медор и Анжелика". Это типичная работа Болонского живописца Микеле Дезублео (около 1601-1676). Сюжетом для картины послужил эпизод из поэмы Лодовико Ариосто «Неистовый Роланд».
Джачинто Бранди, "Святой Себастьян", XVII в.
Винченцо Дандини, " Мадонна и ангел с терновым венцом" , XVII в.
Портрет Петра I, неизвестный художник, с портрета Луи Каравака - французского живописца, ставшего царским придворным художником, 1716 год.
Каминный зал с картинами Семирадского "Праздник Вакха" и "Песня рабыни", и Алексея Боголюбова "Прибой у мыса Сан-Мартин"
Каминный зал с картинами Семирадского "Праздник Вакха" и "Песня рабыни", и Алексея Боголюбова "Прибой у мыса Сан-Мартин"
Генрих Семирадский, "Праздник Вакха", 1890г.   Картина представляет повседневную жизнь древних: праздник аттических крестьян в честь сбора винограда.
Генрих Семирадский, "Праздник Вакха", 1890г. Картина представляет повседневную жизнь древних: праздник аттических крестьян в честь сбора винограда.
Генрих Семирадский, "Песня рабыни", 1884г. Зритель видит три плана: впереди размещены четкие фигуры людей в тени, следом — размытые силуэты архитектуры, затем — абстрактный ландшафт под ярким солнцем. Удаленное освещение добавляет глубину и усиливает интенсивность красок.
Белый зал
Белый зал
Иван Айвазовский, "Прилив", 1870г.
Белый зал
Белый зал
Маковский Константин Егорович. "Портрет девушки", конец XIX в. Портрет написан масляными красками на древесине. Перед этим портретом я долго стояла в изумлении, он мне понравился более всего. Живой. А какие глазищи!
Маковский Константин Егорович, "Демон и Тамара" , 1889 г. В качестве сюжета взята кульминационная сцена из поэмы Лермонтова «Демон», когда адский дух, с возродившимся в нём чувством любви и добра, проникает в келью к Тамаре и убивает её своим поцелуем. В центре картины - прекрасная юная умирающая девушка. В полуприкрытых глазах угасает жизнь, на губах застыла последняя мольба. Ее поддерживает Дух изгнания с большими чёрными крыльями за спиной. Картина потрясает
Маковский Константин Егорович, "Под венец" , 1890 г.  Главным персонажем картины является невеста. Здесь передан и трагизм, и торжественность ключевого момента в жизни русской девушки. Полотно изобилует яркими  красками и эффектными нарядами.
Маковский Константин Егорович, "Под венец" , 1890 г. Главным персонажем картины является невеста. Здесь передан и трагизм, и торжественность ключевого момента в жизни русской девушки. Полотно изобилует яркими красками и эффектными нарядами.
Илларион Прянишников, "В ожидании шафера", 1891 г.  На картине мы видим утро перед свадьбой, где все ждут появления шафера ( друга или родственника жениха), который повезет невесту в церковь.
Илларион Прянишников, "В ожидании шафера", 1891 г. На картине мы видим утро перед свадьбой, где все ждут появления шафера ( друга или родственника жениха), который повезет невесту в церковь.
Неизвестный художник, "Бракосочетание Великого князя Павла Петровича с Натальей Алексеевной",  1773г.
Неизвестный художник, "Бракосочетание Великого князя Павла Петровича с Натальей Алексеевной", 1773г.
Маковский Владимир Егорович, "Молебен на Пасхе", 1887-1888гг. Маковский Владимир - младший брат Константина, оба талантливые художники.
Маковский Владимир Егорович, "Молебен на Пасхе", 1887-1888гг. Маковский Владимир - младший брат Константина, оба талантливые художники.
Маковский Владимир Егорович, "В жаркий день", 1891г.  Картину пронизывает атмосфера умиротворенности, тишины и спокойствия.
Маковский Владимир Егорович, "В жаркий день", 1891г. Картину пронизывает атмосфера умиротворенности, тишины и спокойствия.
Маковский Владимир Егорович, "Перед охотой", 1887г.
Маковский Владимир Егорович, "Перед охотой", 1887г.
Сергей Семенович Ворошилов, "Охота", конец XIX в. Я на подобной охоте не была. Картина очень понравилась
Сергей Семенович Ворошилов, "Охота", конец XIX в. Я на подобной охоте не была. Картина очень понравилась
Еще одна картина С.С. Ворошилова, "Охота", конец XIX в.
Еще одна картина С.С. Ворошилова, "Охота", конец XIX в.
Ярошенко Н.А. "Цыганка" - подвижная, полная эмоций молодая цыганка с очень живым лицом.
В.В. Верещагин, "Самарканд", 1872г. На картине изображена знаменитая площадь Регистан перед медресе Улугбека. Видны следы запустения и медленного разрушения.
В.В. Верещагин, "Самарканд", 1872г. На картине изображена знаменитая площадь Регистан перед медресе Улугбека. Видны следы запустения и медленного разрушения.
Иван Иванович Шишкин, "Осень (последний лист)", 1884 г.
Иван Иванович Шишкин, "Дремучий лес", 1884 г.
Иван Иванович Шишкин, "Сестрорецкий бор", 1886 г.
Иван Иванович Шишкин, "Сестрорецкий бор", 1886 г.
Василий Дмитриевич Поленов, "Старая мельница", 1880г.
Василий Дмитриевич Поленов, "Старая мельница", 1880г.
Янов Александр Степанович, "В приказе", 1879 г. Янов работал как исторический живописец
Янов Александр Степанович, "В приказе", 1879 г. Янов работал как исторический живописец
Васнецов Виктор Михайлович, "Витязь на распутье", 1878 г.  Это первая версия картины. Окончательный вариант 1882 года хранится в Государственном Русском музее
Васнецов Виктор Михайлович, "Витязь на распутье", 1878 г. Это первая версия картины. Окончательный вариант 1882 года хранится в Государственном Русском музее
Лебедев К.В. "Белоруска", 1914г.
Лебедев К.В. "Белоруска", 1914г.
Капков Я.Ф. "Турчанка", 1840гг
Капков Я.Ф. "Турчанка", 1840гг
Келин П.А. "Портрет Г.В. Медведевой", 1914 г. Это ученица Келина
Неизвестный скульптор, "Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны"
Конёнков С.Т. "Марфинька", 1951 г.
Тропинин В.А. "Кружевница", 1830 г. Из музея В.А.Тропинина и московских художников его времени. Выставка "Незабываемые"
Кружева, которые изготавливали кружевницы
Кружева, которые изготавливали кружевницы
Нефф Т.А. "Портрет неизвестной молодой дамы в голубом платье с ребенком на руках", XIX век. Из музея В.А.Тропинина и московских художников его времени. Выставка "Незабываемые"
Тулов Ф.А. "Портрет помещицы", 1840г.
Неизвестный художник (копия с портрета Рослина) "Портрет императрицы Екатерины II"
Какой прелестный ребенок! Неизвестный художник круга А.Г. Венецианова "Девочка с книгой", 1830-1840гг. Из музея В.А.Тропинина и московских художников его времени. Выставка "Незабываемые"
Неизвестный художник "Портрет неизвестной художницы в голубом платье", 1859г. Из музея В.А.Тропинина и московских художников его времени. Выставка "Незабываемые"
Луи Каравак "Портрет императрицы Елизаветы Петровны".  Из музея В.А.Тропинина и московских художников его времени. Выставка "Незабываемые"
Луи Каравак "Портрет императрицы Елизаветы Петровны". Из музея В.А.Тропинина и московских художников его времени. Выставка "Незабываемые"
Неизвестный художник "Портрет будущей императрицы вел.кн. Марии Федоровны", конец 18 в.). Из музея В.А.Тропинина и московских художников его времени. Выставка "Незабываемые"
Металлическая плакетка с портретом императрицы Александры Федоровны". Из музея В.А.Тропинина и московских художников его времени. Выставка "Незабываемые"
Макаров И.К. "Портрет графини Дарьи Васильевны Олсуфьевой", 1856г. Из музея В.А.Тропинина и московских художников его времени. Выставка "Незабываемые"
В.А.Тропинин "Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной в русском наряде", 1840-1850 гг. Из музея В.А.Тропинина и московских художников его времени. Выставка "Незабываемые"
Плюшар Е.А. "Портрет Наталии Алексеевны Еропкиной, рожденной Смирновой", 1842 г. Из музея В.А.Тропинина и московских художников его времени. Выставка "Незабываемые"
Неизвестный художник "Портрет неизвестной в маскарадном костюме", середина XIX в. Из музея В.А.Тропинина и московских художников его времени. Выставка "Незабываемые"
Неизвестный художник "Портрет неизвестной в маскарадном костюме", середина XIX в. Из музея В.А.Тропинина и московских художников его времени. Выставка "Незабываемые"
Орлов П.Н. "Портрет неизвестной в кружевной косынке и жемчужном ожерелье", 1861 г. Как блестяще передана тончайшая ткань!  Рама у картины довольно своеобразная. Из музея В.А.Тропинина и московских художников его времени. Выставка "Незабываемые"
Орлов П.Н. "Портрет неизвестной в кружевной косынке и жемчужном ожерелье", 1861 г. Как блестяще передана тончайшая ткань! Рама у картины довольно своеобразная. Из музея В.А.Тропинина и московских художников его времени. Выставка "Незабываемые"
Музей все-таки историко-художественный, так что немного исторических костюмов. "Подъячий с приписью" - глава канцелярии, основная функция: учет налогоплательщиков, контроль за местным самоуправлением, надзор за несением повинностей, суд
"Всадник поместной конницы" - профессиональный воин, получивший от государства участок земли (поместье), на доходы от которого он обязан был обеспечить себя оружием и конем, и быть готовым выступить на войну
Мастеровой
Мастеровой
Посещением музея я осталась очень довольна!
Посещением музея я осталась очень довольна!
Ну и напоследок. Вот такое эхо войны находится во дворе музея - орудие, из которого фашисты с октября 1941 года стреляли по Серпухову. В 1942 году после отступления немцев прошла выставка их трофейного оружия, эту гаубицу разместили во дворе музея. И никто не знал, что она оставалась заряженной. По ней лазали мальчишки (со слов охранника музея). И только в 70-е годы обнаружили, что пушка заряжена. Ее вывезли на полигон, но снаряд взорвался внутри, и ствол разорвало.
Ну и напоследок. Вот такое эхо войны находится во дворе музея - орудие, из которого фашисты с октября 1941 года стреляли по Серпухову. В 1942 году после отступления немцев прошла выставка их трофейного оружия, эту гаубицу разместили во дворе музея. И никто не знал, что она оставалась заряженной. По ней лазали мальчишки (со слов охранника музея). И только в 70-е годы обнаружили, что пушка заряжена. Ее вывезли на полигон, но снаряд взорвался внутри, и ствол разорвало.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому